Сказки про звуки

Сказка про звуки русского языка способна украсить любое логопедическое занятие.
Я с удовольствием поделюсь такими сказками, так как, используя яркие образы одушевленных звуков и букв, наделенных своими характерами и особенностями, мы сможем понятнее и лучше объяснить детям правила устной и письменной речи.
Сказки про звуки… Конечно же их существует очень много – и в стихотворной и прозаической форме! Помните стихотворение Б. Заходера «Кот и кит», где звуки И и О поменялись местами?

***

***
Такие сказки, обыгрывающие замену одного звука другим, великолепно использовать для детей с нарушенным фонематическим слухом. Никакие наши уговоры слушать звуки внимательно и не говорить «Шла Шаша по шошше» не будут иметь такого успеха, как прослушивание правильной сказки, которая для каждого ребенка имеет неумолимый авторитет.

Для уточнения артикуляции каждого звука – гласного и согласного хороша сказка про гласные звуки.

Сказка про гласные звуки

Жили-были в одном королевстве Звуков звуки-девочки Гласные и звуки-мальчики Согласные. Отличались они очень сильно от всех звуков животных и звуков природы – грохота грома и шелеста морских волн, хотя и были похожи на эти звуки порой.

Жили наши звуки дружно и никогда не ссорились. Вставали в стройные ряды и составляли слова, где каждый звук был строго на своем месте!
И все же гласным жилось легче – они пели звонкими голосами день напролет и было им весело. Пели они голосом – Гласом, а потому и звались Гласные.
Согласным жилось непросто: вечно они встречали какие-то преграды и должны были их преодолевать.
И пения из-за этих трудностей у Согласных никогда не получалось – только шипение, хрип, мычание или нытьё. Очень характер Согласных портился из-за того, что мешали они песенкам Гласных своим невообразимым шумом.

Дулись, дулись Согласные, а однажды и вовсе ушли от Гласных – решили жить отдельно. А поговорить между собой не могут: кто-то чихнул «Пчх», кто-то кошку позвал «кс-кс», кто-то хмыкнул «Хм-м». Слышат, а гласные тоже уже не поют, а горько-горько рыдают: А-А-У-У-О-О-Ы-Ы-И.
И зовут Согласных АУ: А-А-Е И У О!
Поняли Согласные, что Гласные хотят сказать : Давайте жить дружно!, - только у них непонятно выходит, прибежали к девочкам-Гласным, снова встали рядом и получилось четко и красиво – ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! Так они и стали жить и весело дружить!

(По мотивам сказки А. Шибаева)

Каждый ребенок, научившись писать очень удивляется, когда узнает о правилах Жи-Ши пиши с буквой И или Ча-Ща пиши с буквой А. Непонятно, слышится ведь Ы, а писать надо И.
Сказка и тут нам поможет.

Сказка про шипящие звуки

Жили-были на свете Шипящие звуки : Ж, Ш, Ч и Щ. И хорошо дружили и вместе играли, а однажды отправились в лес за грибами и ягодами со своими подружками буквами Я, Ю и Ы.
А буква Я возьми и расхвастайся: Я больше всех грибов собрала, да у меня Ягоды самые спелые, это я все полянки ягодные знаю, все Я, Я.
Обиделись Шипящие: почему это все ты, не любим мы зазнаек и хвастунишек!
А буква Ю тоже не смолчала, заЮлила, стала защищать свою подруженьку Я. А буква Ы совсем разбушевалась и стала в защиту Я своей палочкой размахивать. Все эти буквы в наказание в конец алфавита отправили, чтобы подумали о своем поведении, и с тех пор Ш, Щ, Ж и Ч перестали дружить с буквами Я, Ю, Ы, а встают рядом только со скромными А, У, И.

 

***

Этот сказочный пост пишу я 1 июня в Международный День Защиты Детей и посвящаю эти сказки Защите детей от безграмотности. А в качестве веселых иллюстраций хочу поместить в конце статьи «Сказки про звуки» картинки - демотиваторы, на которые наткнулась в просторах Интернета и которые здорово развеселили меня, возможно, порадуют и вас.

7 комментариев к записи “Сказки про звуки”

  • Елена сказал:

    Отличные сказки про звуки, так интересно для ребятишек и полезно для развития. просто прелесть. А мультик “Кит и кот” с большим удовольствием смотрела – прямо из детства. :-)

  • admin сказал:

    Спасибо, Елена, что понимаете прелесть старых мультиков. Я сейчас наблюдаю иногда, как мои ученики смотрят новейшие мульты про вампиров и людей-пауков. Любовь к своей речи такие мультфильмы не формируют и пользы не приносят, мягко говоря…

  • ALenok сказал:

    В игре или в сказках до детей как-бы “лучше доходит” и надольше остается! А про старые советские мультики вообще отдельная песня! Как я их обожаю! Ведь действительно какие они были добрые!

  • Tatyana сказал:

    Дети, в отличии от взрослых плохо синтезируют информацию из обрывков наших рассуждений. А вот, если есть стройная цепочка, где картинка, звук и ощущение связаны – такое ложиться в память легко и запоминается надолго.
    А по поводу мультиков, я до 5 лет не показывала своей дочке диснеевские. И сейчас она предпочитает все-таки наши. Ее ответ на вопрос почему ” Мам, ну они взаправдашние и без злыдней… “

  • Ludmila сказал:

    Прекрасная идея – написать сказки про правильное написание шипящих звуков! Расскажу внуку – очень пригодится! Спасибо огромное!
    И картинки очень улыбнули!

  • admin сказал:

    В нашем великом и могучем многое умом не понять – только сказки и выручают)))

  • admin сказал:

    Изучали наши мультики и диснеевские. Даже казалось бы добрые Белоснежка и Золушка несут энергетически импульсы агрессии и тревоги, а наш “Ну Погоди!” при всех злоключениях Волка – очень хорошие вибрации. Я в это верю…

Оставить комментарий

Наш опрос:
Подпишись на видео:
ВСЕ МОИ КУРСЫ:
 Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler russian brides